(5 голоса, среднее 5.00 из 5)

 

 

 

Лебедев Владимир Александрович

Родился 28 октября 1949 года. Ушел из жизни 20 декабря 2015 года.

Образование среднее техническое.

До направления на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС работал заместителем главного инженера в УС «Сибхимстрой». В сентябре 1986 направлен УС «Сибхимстрой» в Чернобыль. Участвовал в ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС с 28.09.1986 по 3.11.1986 в качестве начальника строительного района №2 в составе УС № 605. Руководил строительными работами на возведении cаркофага.

Доза облучения – 11, 4 рентген. Инвалид I группы.

Награжден Орденом Мужества ( 2000 г.) и почетной грамотой от 30.12.1986.

 

Воспоминания Лебедева Владимира Александровича:

Мне пришлось участвовать в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в период завершения возведения саркофага в качестве начальника строительного района № 2. Этот период сейчас называется третья вахта. Прибыв в Чернобыль, без всякой раскачки, сразу окунулся в круговорот событий. А.В Бевза, которого я сменил, в течение краткого времени передал мне дела. Запомнилось представление руководству стройки. На оперативном совещании Саша Бевза встал и сказал: “Полковник Бевза сдал дела, а полковник Лебедев принял”, хотя никакого звания у меня не бьло. Но после этого все военные обращались ко мне, как к полковнику. Начальником Управления строительства № 605 был Дудоров И.А., который в свое время был главным инженером УС “Сибхимстрой”, поэтому у меня быстро наладились рабочие отношения с руководством.

В этот период заканчивались работы по возведению каскадной стены, возводились фундаменты под опоры для монтажа балок перекрытия, готовились подъездные пути для доставки их, делались площадки для работы кранов “ДЕМАГ”, и многое другое. После завершения бетонирования каскадной стены главным направлением становились работы по монтажу металлоконструкций перекрытия саркофага. В этот период на первую роль вышли работники монтажного района, в числе которых было много работников треста “Сибхиммонтаж” из нашего города. Основной задачей строительного района № 2 было, чтобы монтажники и группа “ДЕМАГ” работали без “сучка и задоринки”. И с этой задачей мы справились успешно. После завершения работ по монтажу покрытия наш район выполнил работы по бетонированию под контрфорсную стену.

На этой стадии, из-за того, что фронт строительных работ резко изменился, стали происходить накладки в организации всего процесса. Видя это, руководство приняло решение уменьшить количество районов путем объединения их. Я предложил красноярский строительный район № 2 расформировать и отправить домой, что также было принято. Несколько человек было переведено в район № 1, а основная часть 5 ноября 1986 года отправилась домой. На этом Красноярский строительный район № 2 закончил свое существование.

Прошло двадцать лет с тех трагических событий, и, вспоминая те дни, хочется отметить самоотверженность и героизм людей. Никто не прятался за спины других, не отказывался от выполнения задания. Принцип был такой, ­ставилась задача, и она должна была быть выполнена любыми средствами. Вот один из примеров мужества и героизма:

Подходило к концу бетонирование каскадной стены, но до верхней отметки с внутренней стороны не хватало около двух метров металлической опалубки. И чтобы не останавливать процесс бетонирования, прямо на месте было принято такое решение: на нижнем ярусе разобрать строительные леса, взять стойки от них и закрепить на верху, чтобы нарастить опалубку. Но для того, чтобы добраться до места работы, “партизаны” ложились на толстый слой поролона и по жидкому бетону добирались до места, выполняли определенную работу и таким же образом добирались обратно. При этом надо учитывать, что время пребывания было ограничено пятью минутами из-за высокой радиоактивности. Установив стойки, двумя слоями сетки-рабицы обтянули их и продолжили укладку бетона.

Но были и трагические события. Вот одно из них. В честь завершения перекрытия над реактором был проведен митинг. После его завершения вертолет, проводивший дезактивацию, пролетая над 4 блоком, винтом задел трос крана “ДЕМАГ” упал и взорвался. Погибли все члены экипажа.

Был еще один случай, который мог привести к трагическим последствиям. В ночную смену перегоняли кран “ДЕМАГ” с одной стороны блока на другую и при движении одна из гусениц начала проваливаться в подземный тоннель, о существовании которого никто не знал. И только благодаря мастерству крановщика Бойко, который не растерялся и резко увеличил скорость, удалось избежать трагедии. После этого случая я практически все время проводил в Чернобыле, редко выезжая в чистую зону. Все начальники районов были переведены на 12-часовой рабочий день. Оперативные совещания стали проводиться 2 раза в сутки и непосредственно на объекте в 9-00 и 20-00 часов. Если сначала их вел начальник строительства Дудоров И.А., и зам. министра Усанов А.Н., то в последнее время стал присутствовать председатель Государственной комиссии зам. Председателя Правительства СССР Щербина Б.Е. Это говорило о том, что приближалось окончание работ по возведению саркофага. Не могу не назвать фамилии моих товарищей, которые работали со мной и проявляли чудеса смекалки и мужества. Это Бекешев, Ворзонин, Курохтин, Слюсарев, Самотугин, Иванов, Юсупов, Рязанов, Яшкин, Шкарбун, Коржов, Коршаков, Новожилов, Яшин, Ноздрачев, Караульнов, Косенков, Жернаков, Смирнов, Кучинский, Ракитин и многие другие. Некоторых уже нет в живых, многие стали инвалидами.
Обновлено 22.12.2015 10:35
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить


черная быль чернобыль припять чаэс авария на чернобыльской аэс авария на чаэс воспоминания очевидцев радиация в зоне отчуждения союз чернобыль чернобыль припять саркофаг объект укрытие